С января 2018 года в школах Мордовии появится новый предмет

Первое большое совещание, которое Галина Явкина провела в статусе министра образования РМ, было посвящено вопросам преподавания родных и государственных языков в школах Мордовии.
«Сегодня это приоритетный вопрос в системе образования, требующий особого внимания», — отметила она.
В кабинете министра собрались работники районных управлений образования, школьные учителя, представители общественности. Темой обсуждения стали изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты, введение которых означает, что с 1 января 2018 года родные и государственные языки будут преподаваться по-новому. В школы впервые вводится новая обязательная предметная область — «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература».
Статус государственных языков в Мордовии имеют мокшанский и эрзянский. Какой язык является родным для школьника, определяют его родители. Право изучать родной язык закреплено в Конституции РФ, и этот предмет остается в так называемой инвариантной, обязательной части учебного плана, единой для всех школ страны. Изучение государственного языка входит в вариативную часть учебного плана, которую формирует сама школа, при этом добровольность изучения предметов, согласие родителей здесь – основополагающий принцип.
Министерство образования РМ рекомендует школам включить в перечень учебных предметов изучение мордовского (мокшанского или эрзянского) как государственного языка Республики Мордовия. Преподавание государственного языка возможно на безотметочной основе и по двухбалльной шкале: 4 и 5.
«Мы живем в национальной республике, у которой есть своя государственная символика: флаг, герб, гимн, языки. Мы должны формировать уважительное отношение к этим символам», — подчеркнула Галина Явкина.
Она отметила также, что на протяжении многих лет в республике мордовские языки преподавались без учета мнения родителей. На русскоязычных школьников сваливался большой объем информации, домашних заданий, и если ученик получал тройки или двойки, то вместо любви и уважения к языку шло неприятие. При новом подходе это исключено. И плохих отметок не будет, и преподноситься язык должен в культурологическом контексте.
Итак, если родным языком детей родители конкретной школы единодушно определят, например, мокшанский, то этот язык они и будут изучать как родной. Изучать мордовский как государственный язык в таком случае не обязательно. А если в школе ученики, для которых родной язык – русский, то количество уроков русского языка у них увеличится. И это будет два разных предмета: русский как государственный и русский как родной.
Предполагается, что и учебники по этим двум предметам будут разные: в преподавании родного языка преобладает культурологический аспект. Правда, пока нет даже методических рекомендаций для учителей, они находятся в стадии согласования.
В общем, у русских школьников получится плюс два урока русского языка в месяц и сохранится возможность изучать мордовский. А в мордовскоязычных школах продолжат изучение родного языка и литературы. Но пока введение новых ФГОС предусмотрено только в 1 и 5 классах, они-то и начнут работать по-новому с января 2018 года.
Председатель Межрегиональной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа Юрий Мишанин, председатель исполкома Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа Александр Лузгин выразили обеспокоенность общественности: не получится ли, что мордовские языки уйдут из школы?
Результаты мониторинга показывают: родители всех саранских школьников назвали родным языком своих детей русский. В районах республики родным преимущественно называют мокшанский или эрзянский.
Источник


Присоединяйтесь к "ВРузаевке" в социальных сетях и будьте в курсе всех событий: Поделиться статьёй:

Магазин цветов Эквадор Саранск

Комментарии:

Добавить комментарий